Встреча со Свидетелями Иеговы

Моё знакомство со Свидетелями Иеговы (СИ) было незабываемым, потому что Бог свёл меня не с фанатичными людьми, а с теми, кто по-настоящему верил и имел безупречную репутацию, которую они заслужили своей жизнью. В то время “Общество Сторожевой Башни Библии и трактатов” (ОСБ) только вышло из подполья на территории бывшего СССР, и организацией его в полном смысле этого слова назвать было трудно. Это была скорее некая община искренне верующих людей, имевших христианскую свободу личности, которых объединяли не только общие религиозные взгляды, но и десятки лет совместного сотрудничества и взаимовыручки. Они настолько дорожили друг другом, что их отношения внутри общины имели хороший семейный дух. Это было братство в самом лучшем значении этого слова. Это были служители Иеговы, свидетельствовавшие о доброте Бога самой своей жизнью. Было много пожилых, молодёжь только-только начала приходить на встречи собрания СИ. В нашей местности я стал практически первым интересующимся их учениями и был принят с таким радушием, которого никак не мог ожидать от незнакомых мне людей. Их спокойствие, уважение, доброжелательность и узы братства произвели на меня неизгладимое впечатление. А их вера! А их смиренное отношение к Богу и глубочайшее доверие к Библии, которую они знали чуть ли не наизусть! Всё это не оставило «камня на камне» от моих сомнений по поводу того, где искать истину. Она здесь, у этих людей! Разве могут такие настоящие служители верить неправильно? Поскольку между ними царит любовь, значит, они и есть истинные христиане! Но уже очень скоро я убедился, что в организации люди не идеальны, и есть те, кто ведёт себя довольно некрасиво. Правда, тогда я воспринял все замеченные мною негативные моменты, как исключение из правил. А всё положительное, что меня впечатлило и было желаемо моим сердцем, я воспринял, как показатель избрания этих людей Богом в качестве Своего народа. Понятие “предвзятость” в то время мне ещё не было знакомо. Я начал посещать встречи собрания, а поскольку простого чтения журналов с устным повторением абзацев при помощи напечатанных вопросов мне не хватало, то пять дней в неделю по вечерам я ходил к свидетелям Иеговы общаться. Меня гостеприимно приглашали на ужин и оставляли на ночлег, поскольку село Заря, в котором проводились встречи, находилось в нескольких километрах от посёлка Сарата, в котором я проживал у своей тёти Наташи.

На этом месте своего рассказа мне хочется остановиться и уделить внимание людям, которые поддержали моё стремление приблизиться к Богу. Митител Анна Ивановна работала вместе со мной, и именно от неё я впервые в жизни услышал разъяснение 24-й главы Матфея, которую и прочитал в первую очередь, как только мне в руки попал Новый Завет (к слову, я до сих пор его храню). Благодаря именно этой доброй и заботливой женщине, проявившей ко мне материнское внимание, я проникся доверием к организации. Именно из рук Анны Ивановны я принял первые в моей жизни публикации ОСБ «Смотри! Я творю всё новое» и «На самом ли деле Бог заботится о нас?», содержание которых было полностью созвучно с моим представлением о Боге и о том, каким должно быть наше будущее. Тогда я и представить себе не мог, какую шутку со мной сыграл уровень моего познания окружающего мира в подборе критериев для определения того, что есть истина. Я ничего не слышал о герменевтическом круге познания, но самое главное, тогда я ещё был далёк от состояния зрелости, необходимой для осознания наличия этого круга. Но в том далёком 1992 году я сказал себе: «Это истина!». Несмотря на то, что до этого я верил в существование бессмертной души, меня очень привлекла надежда вечной жизни в Раю на Земле. А Анне Ивановне я до сих пор благодарен за проявленную ко мне доброту и живой интерес, за участие в моей судьбе. Ей тогда было 48 лет, она была «в истине» с детства.

Ныне покойный Влаев Демьян Демьянович был тогда уже в 73-х летнем возрасте и к тому моменту около 40 лет был СИ, а до этого около 10 лет – баптистом. Это был уникальный человек. Мне кажется, что он и в самом деле знал Писание наизусть. Но главное, что своей жизнью он, также как Анна Ивановна и его дочь Надежда Демьяновна, показал мне, что любовь к Богу может быть выражена только в проявлении любви к ближнему. Это очень хорошие люди, искренние, без тени лукавства или лицемерия, открытые и простодушные, где-то даже по-доброму наивные, щедрые, умеющие сочувствовать и утешить, способные дать мудрый совет без тени превосходства. Такие люди – большая редкость! И я признателен Всевышнему за то, что он позволил мне повстречать их и иметь честь учиться у них. У Демьяна Демьяновича в доме проживала супружеская пара молодых ребят. Их звали Вадим и Наталья Публенко. Они служили в собрании полновременными пионерами (так в ОСБ называются те члены собрания, которые уделяют проповеднической деятельности определённое число часов в месяц, в то время нормой было 90 часов в месяц, а точнее 1000 часов в год). Демьян Демьянович был настолько рад их помощи, что вместе со своей дочерью предоставил им не только свой дом для проживания, но и оказал материальное содействие в вопросах пропитания. Он помогал от души, чтобы супруги Публенко могли использовать свои молодые силы и нести весть из Слова Бога людям. Вадим с Наташей были не из тех, кто хотел бы пожить за счёт других. Они от души верили и от души проповедовали, жили по-настоящему скромно и очень экономно. И надо сказать, что их жизнь была подтверждением того, что Бог умеет заботиться об искренних самоотверженных верующих, пекущихся об удовлетворении духовных потребностей своих ближних. В девяностые было не до изысков, но эти молодые супруги имели даже по меркам того времени очень мало вещей, лишь самое необходимое и были при этом по-настоящему счастливы! У меня была возможность не только прочитать совет из Библии «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1-е письмо Апостола Павла Тимофею 6:8), но и видеть пример неподдельного довольства в служении Богу. Подчеркну ещё раз, что в девяностые организация на территории бывшего СССР была не такой, какой её знает современный читатель. В то время никто из членов собрания толком не знал всех организационных правил и указаний ОСБ, поэтому организованности в том виде, в котором она присутствует в ОСБ на территории союзных республик сегодня, не было и в помине. Под изучением Библии, предлагаемом Свидетелями Иеговы, подразумевалось именно изучение Библии: люди радовались возможности иметь Слово Бога, свободно читать его и без оглядок на кого-либо разговаривать о том, что из него узнали. Никто в собрании в то время не стал бы спрашивать меня: «А где ты читал объяснение этого стиха из Библии?», намекая на то, что самому трактовать Писание нельзя и нужно думать и говорить только в соответствии с пояснениями руководителей ОСБ из Бруклина. Для Свидетелей того времени подлинным Авторитетом была Библия, а не публикации Общества. Каждый мог свободно рассуждать, высказываться, делиться своим пониманием отрывков из Писания. Это было по-настоящему интересное общение и, если угодно, мне кажется, что именно так и именно тогда действовал Дух Бога в сердцах тех, кто искал его. Много лет спустя жизнь предоставила мне возможность познакомиться с доброжелательным человеком, искренним верующим евангелистом Александром Орловым, служившим во время нашего знакомства пастором в Церкви Евангельских Христиан Баптистов в посёлке Переяславска Хабаровского края. И из его рассказов я узнал, что такой же дух царил в девяностые и среди верующих евангелистов. Александр в одно время со мной искал Бога и тоже делал это в Украине. Поэтому, я думаю, что тот важный для меня дух исследования, дух личной веры и христианской свободы, который я обнаружил в прошлом среди Свидетелей Иеговы, вопреки моему пониманию, имевшемуся у меня в то время, не являлся доказательством действия Духа Бога только в организации ОСБ. А был присущ на постсоветском пространстве всем христианским общинам того времени, объединившим искренне ищущих Бога людей. Но тогда я не мог посмотреть шире. Я находился под большим, и что крайне важно, новым для меня впечатлением, и именно поэтому  мне не с чем было его сравнить и не с чем сопоставить.

Шли годы, устройство собраний Свидетелей Иеговы всё сильнее приводилось в соответствие с указаниями ОСБ, описанными в книге «Организованы проводить наше служение».  И я всё более и более скучал по прошлым временам. Временам, в которые можно было ощущать себя частью братства, а не винтиком большого механизма. Временам, в которые можно было чувствовать, что ты интересен как человек, как личность и никого не беспокоит, имеешь ли ты какое-либо назначение в организации или нет. Чем больше ОСБ проводила обучение кадров и приводила служение братства на территории бывшего СССР в соответствие с «теократическим порядком», тем меньше ощущался дух исследования и свободы, который привлёк и привёл меня, как и многих других людей, в организацию в 90-е годы. Сейчас я вижу, что мой юношеский максимализм не позволил мне в то время понять, что я допустил ошибку, сменив армейское командование на религиозное начальство. Между ними, безусловно, существует огромная разница, но дух прививаемого подчинения одинаковый. И чтобы это увидеть, надо было вырасти над самим собой, ведь наличие власти одних обусловлено готовностью подчинения других…

Но возвращусь к своему рассказу. К Влаевым и Публенко я ездил практически каждый вечер, а с Анной Ивановной на работе мы проводили время обеда в интереснейших беседах. Помню, как я поделился пониманием какой-то части Нового Завета, и она была сильно удивлена тем, что я пришёл к этим выводам без ознакомления с какими-либо пояснениями более опытных верующих. Мне запомнился тот разговор, потому что он стал подтверждением действия Духа Бога в соответствии со словами Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6:44). Я и сейчас верю, что это так. Могу допустить себе лишь одну оговорку: Бог привлекает нас в те христианские общины, которые близки по духу к нашему религиозному мировоззрению, чтобы впоследствии приобретения знаний из Писания и личного духовного опыта, мы могли посмотреть шире на смысл содержания Библии. Но сделать последнее возможно лишь при условии достижения определённой зрелости, необходимой для осознания разницы между сутью Ветхого Завета (союза), обращённого с его призывами к коллективу, и сутью Нового Завета, обращённого к отдельной личности (этот вопрос рассматривается в книге нашего современника А.С. Десницкого «Сорок вопросов о Библии» в гл.6, п. «Будьте святы!»).

Я делал, как говорят СИ, «успехи в собрании», быстро приобретал знания из Писания в свете пояснений организации. Тогда мне казалось, что все учения ОСБ полностью основаны на Библии. Мои беседы с верующими из Православия, Пятидесятнической Церкви, Евангельской Церкви Христиан Баптистов ещё больше убеждали меня в том, что я нашёл истину. Мой молодой ум и логическая цепочка из хорошо подобранных текстов Писания делали своё дело: камня на камне не оставалось от доводов моих собеседников. Огорчение, а порой и раздражение, которое они испытывали, воспринималось мною как яркая иллюстрация того, что люди находятся в ложной религии. На фоне «умножающегося беззакония» (Матфея 24:12) и проводимой ОСБ всемирной проповеди «во свидетельство всем народам» (Матфея 24:14) положение моих оппонентов я рассматривал не иначе как исполнение предсказания о наличии множества ложных религий (Матфея 24:24) непосредственно перед “концом света”. В том далёком 1992 году я и представить себе не мог, что через почти 30 лет не только не наступит ожидаемый и провозглашаемый ОСБ «близкий» конец, но и у меня самого накопится столько вопросов к толкованиям моей, казавшейся истинной, организации, особенно в связи с пророчествами о конце, что текст из Матфея 24:24 о «лжепророках» в том смысле, в котором он применяется организацией в отношении других христианских конфессий, в пору будет применить и к самому ОСБ. Да, этого я никак не мог предположить. Напротив, я увлечённо штудировал публикации ОСБ и тщательнейшим образом разобрался с толкованиями отрывка из Матфея 24:45-47 о верном и благоразумном рабе и был уверен, что это, ни много ни мало, учение самой Библии о «канале», через который Бог предоставляет обещанную чистую духовную пищу. «Пищу», лишённую ложных религиозных взглядов… Да уж. Так я верил в то время. Я быстро «рос духовно» и сразу же начал делиться с людьми тем, что узнавал, а уже через четыре месяца изучения Библии со Свидетелями Иеговы начал проповедовать вместе с ними и чуть позже, 9-го мая 1993 года, крестился как Свидетель Иеговы на районном конгрессе, проходившем во Дворце спорта в Одессе. На вопросы, традиционно задаваемые оратором непосредственно перед крещением, я вместе с другими желающими креститься ответил громко и утвердительно: «Да!». У меня даже вопроса не возникло, почему фраза из Писания во имя «Святого Духа» (Матфея 28:19), по сути, заменена понятием «организация, руководимая Святым Духом». В тот момент я был убеждён, что Дух Бога покоится только на организации ОСБ и руководит только через неё. А точнее, через верного и благоразумного раба (далее ВиБР).

Вспоминая своё детство и юность, размышляя над процессом формирования моей личности и анализируя причинно-следственные связи между тем, что было заложено в раннем возрасте и предпочтениями, повлиявшими на выбор в молодости, я всё больше понимаю, что во многом мои поступки были предсказуемы и в этом смысле моё знакомство и сотрудничество с организацией было предопределено. Я думал, что свободен в своём выборе, но даже не представлял себе насколько всё же зависим от моего прошлого. Поэтому сегодня я пришёл к выводу, что в своих поступках человек по-настоящему реализует право выбирать только в том случае, если познал себя, смог проанализировать своё воспитание в детстве и понять, что в его личности сформировано правильно, а что нет. Это важно для каждого, кто желает научиться контролировать свои привычные реакции и использовать свои черты характера наилучшим образом, а не просто «плыть» по течению неконтролируемых эмоций в русле привычной с детства психологической зоны комфорта.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Летом 1993 года по настоятельной просьбе родителей я вернулся в Россию, на Дальний Восток и продолжил свою религиозную деятельность в п.Переяславка Хабаровского края. Моя мама и сестра разделили со мной новые убеждения и тоже приняли крещение как СИ. Я служил в собрании в различных назначениях. Сначала в качестве служебного помощника (дьякона согласно Синодальному Переводу), затем в качестве старейшины (епископ, СП). Мною были исполняемы различные обязанности в собрании. Сначала я трудился, как служебный надзиратель (организовывал проповедническую деятельность собрания), затем как председательствующий надзиратель (осуществлял общее руководство деятельностью совета старейшин собрания), потом как заместитель районного надзирателя (посещал собрания с недельной программой для укрепления в вере и оказания помощи старейшинам в разрешении сложных вопросов). Также я был надзирателем районных конгрессов и участвовал в работе администрации областного конгресса. Я верил словам одного из Президентов ОСБ Джозефа Рутерфорда, утверждавшего, что уникальность СИ, как народа Бога в том, что все принимаемые в нём решения от личных до организационных всегда имеют только одно твёрдое основание – Слово Бога Библию. Желая хорошо понимать, как применять библейские советы в современной жизни, я всегда тщательнейшим образом изучал различные инструкции Общества. Мои экземпляры книги «Организованы проводить наше служение», предназначенной для всех возвещателей собрания и книги «Внимайте себе и всему стаду» (ныне переиздана под названием «Пасите Божье стадо»), предназначенной только для старейшин, содержали множество сделанных мною пометок, дополнительных записей со Школ Царственного Служения (проводимых для обучения старейшин и служебных помощников) и ссылок на статьи «Сторожевых Башен» и «Нашего Царственного Служения» (бюллетень, предназначенный для изучения на одной из специальных еженедельных встреч собрания – Школе Теократического служения и Служебной встрече). Главное же, что посредством этих примечаний я имел доступ к «единственно верному» пониманию текстов Писания, применяемых для объяснения причин той или иной установки ОСБ в вопросах устройства собрания и порядка осуществления им как проповеднической, хозяйственной, юридической, так и правовой деятельности (имеются ввиду правонарушения внутри организации). Однако, моё стремление всё делать правильно, по букве закона ОСБ (читайте «по букве закона Писания», потому что я так считал), в конечном итоге привело к тому, что на полях моих рабочих книг-инструкций накопилось слишком большое количество заметок об изменениях в понимании организацией того или иного принципа Писания. Частые изменения понимания стали меня настораживать, несмотря на то, что в то время я ещё верил в постепенно увеличивающееся “сияние света”, исходящего от Бога в виде обучения, проводимого ОСБ. Дело в том, что изменения во многих случаях не улучшали и не уточняли прежнее понимание, а настолько явно противоречили ему или заменяли его, что невольно в моей голове возникали вполне ожидаемые в таких случаях вопросы, заставляющие усомниться в том, что Бог действительно руководит через ВиБР. На этом фоне появились и новые впечатления от посещения собраний в качестве ЗРН (заместителя районного надзирателя). Я не раз видел, как некоторые старейшины пользуются своей властью в собрании сурово для поддержания собственного авторитета. Насколько мог я боролся с этим силой Слова Бога, но был удивлён и огорчён тем, что большое количество старейшин уже давно перестали размышлять над Писанием и просто придерживаются указаний организации, поставив, таким образом, авторитет толкований выше авторитета Слова Бога. Я увидел, что внутри организации протекает процесс явного разделения на духовенство и мирян. Почему я не замечал этого раньше? Одна из причин в том, что многие годы я находился в небольшом собрании, территориально расположенном вдалеке от других собраний, и не имел возможности плотно соприкасаться  с проблемами, которые имелись в более крупных объединениях СИ. Увиденное заставило сильно усомниться в правильности верования СИ, заключающемся в убеждённости, что старейшины и служебные помощники назначаются Святым Духом. Кроме этого, я начал понимать, что инструкции Общества в силу их постоянных «уточнений» являются временными, и нет необходимости следовать им неукоснительно, а потому стал думать, что гораздо важнее сосредоточиться на ключевых учениях Христа и на этом основании строить свою жизнь. Здесь я позволю себе остановиться и сделать оговорку. Мне бы не хотелось, уважаемый Читатель, вводить Вас в заблуждение и создавать посредством своего рассказа некий образ “одинокого борца за справедливость”. Принимая правила системы и следуя им, становишься её частью. Я не избежал ошибок. Порой и сам вёл себя категорично, несмотря на сознательные усилия избегать этого. Когда человек воспринимает Библию, как Слово Бога, а своё понимание её повествования считает истиной, то он легко может не заметить, насколько его убеждения противоречат Писанию, и действовать с уверенностью, в том, что исполняет волю Бога. Позже, вспоминая определённые случаи, и понимая, что мною были совершены ошибки, я осознал, что должен принести извинения людям, чувства которых задел. И я незамедлительно попросил у них прощения. Но, пользуясь случаем, приношу извинения и тем, кого задел, возможно, не осознав до сих пор, что моё поведение в каких-то случаях было ошибкой. Я продолжаю размышлять о прошлом и работать над собой в настоящем.

Также я не желаю создавать впечатление, что считаю всех старейшин в собрании деспотами. Я подчеркну очередной раз, дело не столько в людях и их стремлении к Богу, а в той системе, которую они приняли как Божью. Свидетели Иеговы, как и члены других общин и объединений в христианстве, стараются искренне любить своих братьев и поддерживать их. Они желают понимать Слово Бога и исполнять Его волю так же, как этого желают и в меру понимания делают другие христиане. Но, как и верующие других конфессий, они не уверены в своей способности постичь смысл Писания самостоятельно, а обратиться к разъяснениям различных христианских мыслителей и к историческим данным, предоставленным учёными, Свидетелям не позволяет вера в действие Святого Духа исключительно через ВиБР. Вот в чём загвоздка. Именно поэтому я и хочу говорить о христианской свободе личности, о свободе от контроля со стороны религиозных учителей.

Так, что, уважаемый Читатель, я не только не являюсь “одиноким борцом”, но также не являюсь и озлобившимся человеком, желающим поливать грязью тех, кто когда-то называл меня братом и, кого я и сам до сих пор считаю братьями. К слову сказать, сегодня, как к братьям, я отношусь ко всем людям и считаю, что понятие «брат» очень близко по духу своего значения к понятию «ближний». Но я пришёл к этому не сразу. Я не смог бы помочь брату вынуть из глаза «сучок», если прежде не обнаружил бы и не удалил бы из своего собственного глаза «бревно» (Матфея 7:5). Поэтому, если у читателей из среды СИ при дальнейшем ознакомлении с моими рассуждениями сложиться впечатление, что я позволяю себе судить людей в организации за их ошибки, то знайте, что в любом случае прежде этого я осудил себя и просто желаю уберечь людей от подобного печального опыта. Под печальным опытом я подразумеваю веру христианина в то, что между ним и Богом кроме Христа есть ещё один посредник – религиозная организация с её руководителями.

Итак, уважаемый Читатель, мой личный жизненный опыт, опыт сотрудничества со многими людьми в среде СИ, а также опыт общения со многими преданными своей религии верующими показывает мне, что привязанность к религиозной организации и готовность безоговорочно подчиняться её лидерам и верить их толкованиям Писания в большинстве случаев обусловлена недостатком личностной зрелости и отсутствием необходимых знаний в области исследования Библии, истории религии, психологии и тому подобного.

Как видите, за те перегибы и перекосы, которые присутствуют во взаимоотношениях религиозной системы с “рядовыми” верующими, я не возлагаю ответственность лишь на руководителей и духовных лидеров религии. Они конечно же “в ответе за тех, кого приручили”, но и сам человек должен отвечать за то, какой делает выбор. Вполне может быть, что в процентном отношении ответственность распределяется по принципу 50 на 50. Но, например, в моём случае я считаю справедливым утверждать, что 51% ответственности лежит на мне, а 49% на той религии, которой я доверял. Почему? Потому что я забираю себе 1% в качестве доли под названием “свобода выбора”. Конечно же, мне хотелось бы минимизировать вред, который приносит религия и извлечь максимальную пользу из её влияния. Но как это сделать? Как обществу в целом достичь этой цели? Возможно, отчасти с помощью государства. Подытоживая свой рассказ о юности, я хотел бы, немного забегая вперёд, сказать, что рассматриваю государственную власть, как “высшую власть” на Земле в данный момент (Римлянам 13:1-8). Власть, которую общество согласно иметь, чтобы цивилизованно решать все вопросы, с которыми оно сталкивается в своей жизни. Власть, которая предоставляет каждому члену общества гораздо больше личной угодной Богу свободы, чем религиозная власть. Поэтому считаю, что обществу необходимо посредством государственного устройства уделять самое пристальное внимание здоровой обстановке в семье, культуре и образованию. Однако, с учётом того, что государственная власть тоже несовершенна, думаю, уважаемый Читатель, что во-первых, религиозные объединения будут существовать и впредь, как средство защиты от несправедливости этого мира, а во-вторых, не стоит надеяться на учителей из людей, никто не сделает вместо нас то, что мы должны сделать в своей жизни. Поэтому каждому из нас необходимо стремиться к зрелости и самостоятельно поддерживать дух любви, внимания, уважения и заботы в семье, а также приобретать знания и расширять свой кругозор в области здоровья, культуры, истории и религии. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что это поможет каждому человеку иметь уравновешенное отношение к себе, окружающей действительности и находящимся рядом людям, что в свою очередь содействует душевному покою. Мне кажется, что именно в такой уравновешенности и проявляется личностная зрелость. Для неё характерно стремление оберегать собственную свободу и уважать свободу ближнего. А это не может не повлиять на отношение к власти человека над человеком, особенно религиозной.

Поэтому в следующей главе я уделю внимание учению СИ о коллективном руководителе от Бога, так называемом «верном и благоразумном рабе». Расскажу какие в связи с этим я задал вопросы в российский филиал и какой получил ответ.


Один ответ на “Встреча со Свидетелями Иеговы

Оставьте комментарий