Религиозное воспитание. Юность.

С Библией моё знакомство началось весной 1992-го года…

С 1990-го года я проходил обучение в ДВОКУ (Дальневосточное Высшее Общевойсковое Командное Училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского). Я хотел стать офицером, потому что мой картатай был уважаемым ветераном, мой отец был военным и сам я постоянно рос в военных городках и воспитывался на таких фильмах, как «В зоне особого внимания», «Ответный ход», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Государственная граница» и т.д. Это накладывало свой отпечаток на мои представления о жизни и о таких понятиях, как человеческое достоинство и честь. Сегодня я охарактеризовал бы того себя “давни́шнего”, как наивного идеалиста-максималиста, который считал, что между чёрным и белым нет серых тонов, а существует чёткая граница. Казалось, что мне с моими представлениями о добре и зле найдётся место только в армии, потому что именно там человек обнажает свою сущность и раскрывает все свои качества. Я мечтал стать десантником, но в Рязанское училище мог не пройти по здоровью. Поэтому поставил себе цель поступить в ДВОКУ и попасть в единственный на курсе взвод морской пехоты. В школе старался хорошо учиться, занимался спортом, увлёкся каратэ Сётокан и у-шу стиля Чой. Я не был воинственным и лет до семи меня частенько обижали, потому что я не давал сдачи, но жизнь заставляла иногда постоять за себя. Занимаясь каратэ, я относился к нему как к виду спорта, и не искал возможностей применить свои способности где либо, кроме спортзала в спарринге. В итоге я достиг своей цели и в 1990 году попал в 1-й взвод 5-й роты, взвод морской пехоты. Отличник боевой и политической подготовки, я регулярно получал дополнительную неделю к отпуску за отличную учёбу. Казалось бы, всё идёт своим чередом. Я присягнул на верность своей Родине – СССР и был готов защищать её. Картатай написал письмо моему отцу и выразил своё чувство гордости за меня.

Но в 1991 году неожиданно распался Советский Союз. Это было смутное время и армия  новому государству стала практически не нужна, началось сокращение Вооружённых Сил, военные городки были заброшены и приходили в упадок. Многое изменилось, многое было, прямо скажем, просто уничтожено. Были разрушены планы, надежды, мечты, цели и идеалы огромного количества людей. Обстановка того времени выбила почву из-под ног многим моим соотечественникам, включая и меня. Это был период, в который страна погружалась не только в нищету материальную, но и нищету духовную. Люди стали вспоминать о Боге, идеалы коммунизма канули в лету, образовав своим исчезновением в людских душах зияющую пустоту. Людям была нужна вера, нужна цель в жизни, нужны моральные границы и нравственные ориентиры, ведь без них происходит деградация личности. Те, кто пережил девяностые в России, знают, о чём идёт речь. Я видел, как в моём родном военном городке многие офицеры от отчаяния просто запили. Мне тоже было не по себе. Но в глубине души я никогда не терял уверенности, что Бог наблюдает за нами и может помочь. Конечно, мои представления о предсказаниях Библии были очень смутными и основывались лишь на рассказах, услышанных в детстве от бабушки. Но я сопоставлял их с происходящим и думал, что наверняка близится конец света. Размышления о Боге и смысле жизни в то непростое время не покидали меня и начали крутиться в моей голове с новой силой ещё и потому, что смерть снова напомнила о себе. Зимой с 1991 на 1992 год в нашей семье случилась страшная беда. Моя любимая тётя Миннигуль, самая младшая сестра отца, трагически погибла. Ей было всего 26, она была старше меня лишь на 7 лет. Боль, которую испытывала наша семья, трудно описать. Я физически ощущал, как порвана душа… Утрата, потеря. Навсегда? Может, есть всё-таки жизнь после смерти? Как узнать?

Поздней весной 1992-го года наш замполит, следуя духу времени, пригласил верующих людей показать всему батальону фильм о Христе, снятый по Евангелию от Луки. Наконец-то я увидел и услышал то, о чём повествует Библия! В конце фильма я прослезился. Личность Христа не могла оставить меня равнодушным. «Какой добрый и самоотверженный человек был! Сын Бога умер за нас и дал надежду на воскресение! А как он говорил! И что он говорил! Это – истина! Надо найти Евангелия и внимательно прочитать историю о нём, чтобы подумать, чтобы осмыслить, чтобы понять и применить! Это настоящий жизненный путь!» С такими мыслями я покидал зал и был очень рад узнать, что у каждого из нас есть возможность получить бесплатно Новый Завет, правда верующие упомянули, что хорошо бы было пожертвовать за каждый экземпляр 10 рублей. Не помню, сколько в месяц мы получали в то время, помню, что десятка у меня была одна, и я занял ещё одну, чтобы пожертвовать за две книги – себе и маме. Мне не хотелось пользоваться добротой верующих людей, и я считал, что издание книг стоит денег и должно быть оплачено. Так я стал счастливым обладателем Нового Завета в Синодальном переводе и в тот же вечер в казарме перед отбоем начал читать его с большим интересом. Первым делом я пролистал Евангелие от Матфея и нашёл главу, в которой говорилось о конце света, в Библии он назывался «кончиной века». Я читал и не переставал удивляться тому, насколько точно описано время, в которое, как я тогда считал, мы и живём! Кажется, я нашёл объяснение всему происходящему! Христос, знавший наперёд, что будет происходить, несомненно, знает и как нам спастись и как для обретения спасения нам должно жить! Душа, опустошённая крахом советских идеалов ощутила, что нашла приют. У меня начало созревать решение бросить учёбу в ДВОКУ и уйти на “гражданку”, чтобы жить как христианин. В этом месте, дорогой Читатель, позвольте остановиться и отметить следующее. Несмотря на смутные времена и начавшуюся в армии неразбериху, несмотря на то, что многие офицеры занялись продажей военного имущества, я с глубоким уважением вспоминаю и нашего командира роты (в то время) майора Данилевского Бориса Ильича и нашего комбата подполковника Боржко Александра Владимировича, а также ныне покойного взводного старшего лейтенанта Зайченко Дмитрия Анатольевича. Это прекрасные люди, высококлассные офицеры и вообще, настоящие толковые мужики! А ведь в то непростое время далеко не все сохранили то, что называется честью и достоинством. Но хочется помнить хорошее, и потому я говорю именно об этих людях. Александр Владимирович хоть и не был согласен с моим решением, всё же по-человечески помог мне уйти на гражданку. А без его помощи я наверняка ещё какое-то время послужил бы в войсках. Вспоминая об этих офицерах, встретившихся на моём жизненном пути, я благодарю Бога за то, что они оправдали мои ожидания увидеть в армии воочию честь и достоинство, настоящий мужской характер и явили собой пример порядочности и человеческого отношения к личному составу. Борис Ильич в данный момент трудится в военкомате в Ростовской области и сам разыскал многих своих курсантов и до сих пор поддерживает с нами связь. Хороший человек! Благодарю Бога за этих людей, и вижу Его руку, Его помощь в том, как я оказался на “гражданке“. Я не буду рассказывать обо всех деталях изменений, происходивших в моей жизни, потому что не желаю на суд читателей выносить некоторые личные впечатления, доказывающие мне, что без непосредственного участия Бога не обошлось. Могу лишь сказать, что я просил у него знамения. Мне нужно было быть уверенным, что Бог поможет мне, ведь слишком крутой поворот жизни мне предстояло пройти, и было страшно совершить ошибку. Обращаясь к Господу, я попросил: «Пусть будет то-то и то-то, и так я буду знать, что ты услышал меня и поможешь мне». Я попросил сегодня, а на следующий день всё было в точности исполнено. Причём настолько точно, что мне было даже стыдно допустить себе какие-либо колебания и сомнения. С того времени я начал регулярно молиться, хотя время от времени делал это и раньше в детстве примерно лет с 9-ти.

И вот, я уже проживаю в Украине, в любимой мной местности, среди моих родных по маминой линии. Устроился на работу и имел все возможности приблизиться к Богу, посещая церковь в селе Плахтеевка. Я выполнил всё, что обещал Богу в связи с соблюдением определённых ритуалов поклонения в Церкви. И, с Вашего позволения, оставлю также и эти подробности «за кадром» своего рассказа. Это – личное. Но тут со мной стало происходить нечто, чего я никак не ожидал. Несмотря на то, что я приобрёл крестик и кулон с изображением Христа, молился, ставил в храме свечи, читал Новый Завет, стремился исполнять всё, что узнавал из него, я никак не мог получить ожидаемого мной удовлетворения в душе. Каким оно должно быть я не понимал, но точно знал, что я его не получил. В своём стремлении к Богу я слишком сильно ориентировался не на знания, а на личные ощущения (хотя позднее пришёл к выводу, что ориентироваться только на знания – тоже крайность умозрительного подхода к вере). Я всегда прислушивался к своим ощущениям. А теперь стал замечать, что не чувствую присутствия Бога во время моего посещения Церкви. Где-то глубоко в душе обнаружилось зарождающееся чувство, что вера – это нечто внутреннее, никак не связанное с внешней атрибутикой, это что-то личное, о чём расскажешь далеко не всем. Кстати, сегодня я считаю такой взгляд правильным и библейски обоснованным. Но тогда мне не хватало знаний, чтобы во всём разобраться, и эти мысли роились где-то на подсознательном уровне, поэтому я доверился интуиции, которая подсказывала мне, что умиротворения можно достичь в своей собственной семье. И я наметил себе цель – нужно жениться, построить дом где-нибудь на хуторе, посадить фруктовый сад, растить детишек и радоваться жизни, не думая о смерти. Ведь в связи с тем, что я узнал о надежде на вечность, благодаря вере в Христа, смерть в моём представлении потеряла свою силу. Вот так в то время я себе представлял жизнь христианина.

Сегодня, спустя четверть века, я оглядываюсь на прошлое и понимаю, что чувство умиротворения я ставил в прямую зависимость от внешних обстоятельств и не понимал, что оно достигается посредством Божьей помощи в работе над своим внутренним миром. Тогда я ещё был очень далёк от мысли, озвученной многими думающими людьми, суть высказываний которых заключается в следующем: «Мы видим мир не таким, какой он есть, а таким, какие мы есть. Поэтому мы видим отражение своего ума. Окружающая нас действительность осознаётся нами только в меру уже имеющегося у нас понимания, она воспринимается нами в искажённом, соответствующем нашему внутреннему миру виде. Реальность, в которой мы живём – это толкование действительности, предоставленное нам нашим разумом». Я был просто не готов думать о таких вещах и потому не понимал, что умиротворения невозможно достичь сменой обстановки…
Тем временем в духовной жизни на постсоветском пространстве действовал неоспоримый принцип «спрос рождает предложение». Сколько разной информации появилось на полках киосков, звучало по радио и предоставлялось в телепередачах! Чем только не увлекались люди, чтобы заполнить душевную пустоту и удовлетворить духовные потребности. Различные протестантские учения, магия, знахарство, теле-целители Кашпировский и Чумак, эзотерика, паранормальные учения, самосовершенствование, учения индуизма и буддизма… Девяностые – это время ощущения духовного голода некогда советским народом. Люди всему верили и всем увлекались, всем узнанным делились друг с другом, как истиной, которую от нас скрывали за «железным занавесом» 70 лет, а теперь, оказывается, выяснилось «вон оно как». В нашей местности в то время активизировались Евангельские христиане баптисты, Православная Церковь, появилось «белое братство» и получили свободу Свидетели Иеговы. Поскольку СИ вели активную проповедническую, а я с интересом читал и обсуждал с людьми Библейские пророчества, мы просто не могли не попасть в поле зрения друг друга. Уже через месяц после переезда в Украину состоялось моё знакомство с верующими людьми из организации СИ.
Какое впечатление они произвели на меня? Об этом я расскажу в следующий раз.


2 thoughts on “Религиозное воспитание. Юность.

  1. Привет Минур, мне очень нравятся твои пубоикации, честно, от души, буду читать дальше, о себе хочу сказать я всегда считала, что Бог внутри нас и вера это дело очень интимное, поэтому меня никогда не тянуло прийти в какое-то место, церковь,но я очень благодарна СИ и тебе лично 😊за то что мы встретились и я очень много узнала и поняла о боге, разобралась в себе, в своем отношении к Богу, спасибо))

    Нравится

    1. Спасибо, Галина за доброе слово! Разобраться в себе действительно важно, от этого зависит подлинный рост на самим собой, что в свою очередь содействует достижению личностной зрелости. Рад, что тебе это удаётся и ты больше не нуждаешься в помощи религиозных объединений. Желаю успеха и Божьего благословения!

      Нравится

Оставьте комментарий